Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время государство и образовательная система начали претворять в жизнь Указ президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который представляет собой ключевой фактор возрождения нынешнего российского социума в целом и каждой отдельной личности.

Наша действительность характеризуется ошеломляющими открытиями во многих областях науки и техники, однако, в области нравственных истин налицо деградация общества.

В современном обществе становление нравственности подрастающего поколения пущено на самотек.

В психологии и педагогике эта проблема мало изучена, а в практике фактически не разработана.

Несмотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок «Развитие нравственности». Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Мы живем в эпоху толерантности ко всему и даже гордимся этим.

Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода.

«Нравственность» — это слово уже набило всем оскомину так, что даже трудно припомнить его истинный смысл. При слове «нравственность» воображение рисует скучный и аскетичный образ человека, не умеющего веселиться и жить, внешне напоминающего больного, или лицо чрезмерно мудрого старца или школьника, над которым все смеялись из-за того, что он отказался покурить со всеми. Короче говоря, это что-то неинтересное, трудное и не модное. Никто не хочет стать скучной, никому не интересной и одинокой жертвой воспитания и культуры. Но, все-таки, давайте же порассуждаем, что такое нравственность, что значит — быть нравственным человеком? ...

Сегодня вопросы воспитания подрастающего поколения возможно, как и в любое другое время, являются актуальными и требуют пристального внимания общества. Одной из причин остроты проблемы является пока еще недостаточная работа по формированию ценностей общества в частности. В сравнении с традиционными ценностями советского общества в современном возникли совершенно новые требования к личности и ее социализации, а в процессе глобализации довольно активно пропагандируются идеалы западного общества. Некоторые ученые-социологи склоны считать, что мы являемся свидетелями уничтожения «кода нации».

Одной из задач современной системы образования в России является социализации личности, в процессе решения которой проявляется весьма актуальная проблема – недостаточный уровень патриотичности отечественного образования, как следствие недостатка духовности воспитания. А ведь качество адаптации молодого человека к жизни обусловлено пониманием и принятием предлагаемых обществом условий. И в этой системе ценностей важное место занимает критерий успешности, который принято измерять уровнем дохода и социального статуса. Действительно, во многих изданиях можно встретить следующее определение успешности:

  • Высокое общественное положение
  • Высокий уровень дохода
  • Престижные образование и профессия.

Нельзя утверждать, что для достижения этих целей применимы

любые средства, однако часто бывает именно так. Приверженность

подобным взглядам закладывается все-таки в семье, равно как

именно в семье происходит становление личности ребенка. В доме,

где в качестве основных ценностей культивируются деньги, власть и

высокое положение, приветствуется их достижение любой ценой.

Российские реалии уже довольно давно находятся в режиме

перезагрузки, вынуждающей людей уделять большую часть своего

времени вопросам заработка. И важной проблемой современного

общества, безусловно, является катастрофическая нехватка времени

родителей на воспитание детей. Пальма первенства здесь отдается

саду/школе/колледжу/вузу, а часто молодой человек предоставлен

сам себе и своим, еще не сформировавшимся, понятиям воспитания.

Образовательные институты, безусловно, прикладывают определенные усилия в плане воспитания подрастающего поколения, однако авторитет, внимание и любовь семьи не способен заменить никто.

Какое будущее может ожидать Россию? Цитируя Алена Даллеса, одного из

идеологов «холодной войны», четко обозначены цели и задачи

США: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.

Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на

фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить…. Мы

будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы

народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом,

поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских лет.

Главную ставку будем делать на молодежь. Мы сделаем из них

циников, пошляков, космополитов».

Большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты, педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру.

Духовно-нравственное воспитание — проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.

Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Во все времена люди размышляли о нравственности. Можно даже подумать, что общество навязывает людям эту идею, потому что, возможно, так легче управлять людьми.  Но не только  в священных писаниях и философских трактатах, но и в художественной литературе, музыке, которые подчиняются не столько разуму, сколько страстям, вы встретите немало мыслей об этом.  Я прочту вам «Заповедь» Рэдьярда Киплинга, того самого, который написал «Книгу джунглей», «Рикки Тики Тави» и много других интереснейших книг для детей, а вы задумайтесь, прошло уже более ста лет, а все, о чем он пишет, живо и сейчас.

В далеком-далеком селении жил небольшой, но гордый народ. Все у них было самое обычное, как и у всех людей — семьи, свое хозяйство, работа и обычные каждодневные радости.

Издалека пришел в это селение мастер и здесь же и поселился, чтобы доживать свои годы в спокойствие и уединении. Мастер очень любил детей, а они в свою очередь его и часто приходили к нему в гости, т.к. он делал для них чудесные и завораживающие своей красотой игрушки.

Было всего лишь одно «но» — все его игрушки были очень хрупки и очень легко ломались, когда дети начинали с ними играть. Дети очень огорчались, когда случайно ломались их игрушки и очень переживали. А вместе с ними переживали и их родители.

В какой-то момент родители собрались и решили поговорить с мастером. Спросить у него — зачем он делает игрушки такими хрупкими.

На, что мастер ответил им: когда ваши дети вырастут, то кто-то доверит им свое сердце, а сердце гораздо хрупче и нежнее, чем какие-то игрушки.

 

— И на первом этапе работы давайте определим: какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик. Я попрошу обсудить это в группах и написать на первом цветном листочке 5 наиболее важных качеств идеального ученика.

(Презентация материалов от каждой мини-группы: лидеры по очереди выступают и вывешивают характеристику ученика на стенд)

—  Прошло время, и наши ученики выросли, стали самостоятельными взрослыми людьми. Обсудите в группах, какими качествами должен обладать современный человек и на втором цветном листе напишите 5 качеств, характеризующих успешного современного человека.

(Лидеры от каждой группы выступают, выходят к стенду, вывешивают характеристику под первой характеристикой и … не уходят.)

—  А теперь сравните характеристики ученика и взрослого. Соответствуют ли качества, которые мы воспитываем в ученике, тем качествам, которые мы хотим видеть у взрослых людей?

—  И мы видим, что все отметили: одно из самых важных качеств, которым хотелось бы, чтобы обладал каждый человек – ______________________

— Как же формировать нравственность у наших учащихся? И какова в этом роль людей, обучающих и воспитывающих детей?

Каждый из нас проблемы школы рассматривает со своей профессиональной позиции: педагога, психолога, завуча, медицинского работника и т.д. Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассмотреть проблему с другой точки зрения.

Перед следующим упражнением давайте распределим, какую категорию участников образовательного процесса будет представлять каждая группа.  (Лидеры берут одну из карточек: · учащиеся; · родители; · педагоги-предметники; · классные руководители; · специалисты (социальные педагоги, психологи, сотрудники правоохранительных органов, работники библиотек и др.); · администрация.)

— И теперь каждая группа с обозначенной позиции, пусть обсудит, что она может сделать для формирования нравственности? Просьба записать в кружок конкретные методы, подходы, приемы обучения и воспитания, мероприятия (не надо общих фраз).

Как вы думаете, какие  важные для  духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д»?  (ответы на заданный вопрос).

Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам.  Нам, педагогам, доверено самое ценное  — души детей. Без доверия  все наши старания  по воспитанию полноценной личности,  будут напрасны.

Давайте пройдем  небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!

Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди  разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды.   Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим?  Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.

  1. При наличии «лишних»  денег,  потратили ли бы вы их  на  подарки друзьям?
  2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять,  что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им  настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не  интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11  поставьте себе один балл, а за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с   людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других,  пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».

4-8 баллов.  Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг.  Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.

Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.

Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален.  Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая  порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.

Игра «Палочка-выручалочка»

Правила: Встаньте в круг и вспомните  ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение, и т. д. Вот у  меня в руках «палочка — выручалочка».

Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка-выручалочка, помогай!  Из беды выручай!». Если кто  из вас,  знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку и я даю палочку-выручалочку. (А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь,  вы сами прикасаетесь Палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказываете  детям, как можно выручить друга из беды.)

Скачать материалы семинара

Похожие записи