В настоящее время государство и образовательная система начали претворять в жизнь Указ президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который представляет собой ключевой фактор возрождения нынешнего российского социума в целом и каждой отдельной личности.
Наша действительность характеризуется ошеломляющими открытиями во многих областях науки и техники, однако, в области нравственных истин налицо деградация общества.
В современном обществе становление нравственности подрастающего поколения пущено на самотек.
В психологии и педагогике эта проблема мало изучена, а в практике фактически не разработана.
Несмотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок «Развитие нравственности». Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Мы живем в эпоху толерантности ко всему и даже гордимся этим.
Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода.
«Нравственность» — это слово уже набило всем оскомину так, что даже трудно припомнить его истинный смысл. При слове «нравственность» воображение рисует скучный и аскетичный образ человека, не умеющего веселиться и жить, внешне напоминающего больного, или лицо чрезмерно мудрого старца или школьника, над которым все смеялись из-за того, что он отказался покурить со всеми. Короче говоря, это что-то неинтересное, трудное и не модное. Никто не хочет стать скучной, никому не интересной и одинокой жертвой воспитания и культуры. Но, все-таки, давайте же порассуждаем, что такое нравственность, что значит — быть нравственным человеком? ...
Сегодня вопросы воспитания подрастающего поколения возможно, как и в любое другое время, являются актуальными и требуют пристального внимания общества. Одной из причин остроты проблемы является пока еще недостаточная работа по формированию ценностей общества в частности. В сравнении с традиционными ценностями советского общества в современном возникли совершенно новые требования к личности и ее социализации, а в процессе глобализации довольно активно пропагандируются идеалы западного общества. Некоторые ученые-социологи склоны считать, что мы являемся свидетелями уничтожения «кода нации».
Одной из задач современной системы образования в России является социализации личности, в процессе решения которой проявляется весьма актуальная проблема – недостаточный уровень патриотичности отечественного образования, как следствие недостатка духовности воспитания. А ведь качество адаптации молодого человека к жизни обусловлено пониманием и принятием предлагаемых обществом условий. И в этой системе ценностей важное место занимает критерий успешности, который принято измерять уровнем дохода и социального статуса. Действительно, во многих изданиях можно встретить следующее определение успешности:
- Высокое общественное положение
- Высокий уровень дохода
- Престижные образование и профессия.
Нельзя утверждать, что для достижения этих целей применимы
любые средства, однако часто бывает именно так. Приверженность
подобным взглядам закладывается все-таки в семье, равно как
именно в семье происходит становление личности ребенка. В доме,
где в качестве основных ценностей культивируются деньги, власть и
высокое положение, приветствуется их достижение любой ценой.
Российские реалии уже довольно давно находятся в режиме
перезагрузки, вынуждающей людей уделять большую часть своего
времени вопросам заработка. И важной проблемой современного
общества, безусловно, является катастрофическая нехватка времени
родителей на воспитание детей. Пальма первенства здесь отдается
саду/школе/колледжу/вузу, а часто молодой человек предоставлен
сам себе и своим, еще не сформировавшимся, понятиям воспитания.
Образовательные институты, безусловно, прикладывают определенные усилия в плане воспитания подрастающего поколения, однако авторитет, внимание и любовь семьи не способен заменить никто.
Какое будущее может ожидать Россию? Цитируя Алена Даллеса, одного из
идеологов «холодной войны», четко обозначены цели и задачи
США: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.
Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на
фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить…. Мы
будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы
народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом,
поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских лет.
Главную ставку будем делать на молодежь. Мы сделаем из них
циников, пошляков, космополитов».
Большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты, педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру.
Духовно-нравственное воспитание — проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.
Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.
Во все времена люди размышляли о нравственности. Можно даже подумать, что общество навязывает людям эту идею, потому что, возможно, так легче управлять людьми. Но не только в священных писаниях и философских трактатах, но и в художественной литературе, музыке, которые подчиняются не столько разуму, сколько страстям, вы встретите немало мыслей об этом. Я прочту вам «Заповедь» Рэдьярда Киплинга, того самого, который написал «Книгу джунглей», «Рикки Тики Тави» и много других интереснейших книг для детей, а вы задумайтесь, прошло уже более ста лет, а все, о чем он пишет, живо и сейчас.
В далеком-далеком селении жил небольшой, но гордый народ. Все у них было самое обычное, как и у всех людей — семьи, свое хозяйство, работа и обычные каждодневные радости.
Издалека пришел в это селение мастер и здесь же и поселился, чтобы доживать свои годы в спокойствие и уединении. Мастер очень любил детей, а они в свою очередь его и часто приходили к нему в гости, т.к. он делал для них чудесные и завораживающие своей красотой игрушки.
Было всего лишь одно «но» — все его игрушки были очень хрупки и очень легко ломались, когда дети начинали с ними играть. Дети очень огорчались, когда случайно ломались их игрушки и очень переживали. А вместе с ними переживали и их родители.
В какой-то момент родители собрались и решили поговорить с мастером. Спросить у него — зачем он делает игрушки такими хрупкими.
На, что мастер ответил им: когда ваши дети вырастут, то кто-то доверит им свое сердце, а сердце гораздо хрупче и нежнее, чем какие-то игрушки.
— И на первом этапе работы давайте определим: какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик. Я попрошу обсудить это в группах и написать на первом цветном листочке 5 наиболее важных качеств идеального ученика.
(Презентация материалов от каждой мини-группы: лидеры по очереди выступают и вывешивают характеристику ученика на стенд)
— Прошло время, и наши ученики выросли, стали самостоятельными взрослыми людьми. Обсудите в группах, какими качествами должен обладать современный человек и на втором цветном листе напишите 5 качеств, характеризующих успешного современного человека.
(Лидеры от каждой группы выступают, выходят к стенду, вывешивают характеристику под первой характеристикой и … не уходят.)
— А теперь сравните характеристики ученика и взрослого. Соответствуют ли качества, которые мы воспитываем в ученике, тем качествам, которые мы хотим видеть у взрослых людей?
— И мы видим, что все отметили: одно из самых важных качеств, которым хотелось бы, чтобы обладал каждый человек – ______________________
— Как же формировать нравственность у наших учащихся? И какова в этом роль людей, обучающих и воспитывающих детей?
Каждый из нас проблемы школы рассматривает со своей профессиональной позиции: педагога, психолога, завуча, медицинского работника и т.д. Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассмотреть проблему с другой точки зрения.
Перед следующим упражнением давайте распределим, какую категорию участников образовательного процесса будет представлять каждая группа. (Лидеры берут одну из карточек: · учащиеся; · родители; · педагоги-предметники; · классные руководители; · специалисты (социальные педагоги, психологи, сотрудники правоохранительных органов, работники библиотек и др.); · администрация.)
— И теперь каждая группа с обозначенной позиции, пусть обсудит, что она может сделать для формирования нравственности? Просьба записать в кружок конкретные методы, подходы, приемы обучения и воспитания, мероприятия (не надо общих фраз).
Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д»? (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное — души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
Давайте пройдем небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим? Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет.
- При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям?
- Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл, а за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.
Игра «Палочка-выручалочка»
Правила: Встаньте в круг и вспомните ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение, и т. д. Вот у меня в руках «палочка — выручалочка».
Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка-выручалочка, помогай! Из беды выручай!». Если кто из вас, знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку и я даю палочку-выручалочку. (А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь, вы сами прикасаетесь Палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказываете детям, как можно выручить друга из беды.)