ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе для учащихся —
II Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, организацию деятельности и требования к результатам деятельности участников конкурса для учащихся – II Всероссийской метапредметной олимпиады по ФГОС «Новые знания» (далее Олимпиада).
1.2. Организаторами Олимпиады являются Издательство «Эффектико-пресс», редакция всероссийского научно-методического журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования» (отвечают за информационно-методическое обеспечение). Техническим оператором проведения Олимпиады является Центр независимых педагогических измерений «ЭффектТест».
1.3. Разработка диагностических материалов (олимпиадных заданий) осуществляется специалистами Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Содержание заданий Олимпиады разрабатывается на основе учебного материала по основным учебным предметам, изучаемым в начальной школе: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
1.4. Всероссийская метапредметная олимпиада «Новые знания» рассматривается как новая форма независимой диагностики качества образования школьников, обучающихся по ФГОС. Олимпиада направлена на оценку степени развитости индивидуальных способностей учащихся, сформированности у них умений самостоятельно познавать, добывать новые знания, использовать полученную ранее информацию в учебе и повседневной жизни.
1.5. Олимпиада проводится в образовательных организациях Российской Федерации в период с 16 по 31 января 2017 года.
1.6. Непосредственное руководство Олимпиадой осуществляет Организационный комитет, формируемый Организаторами.
- Цели и задачи
2.1. Цели: стимулирование творческой познавательной активности школьников, поддержка талантов и одаренности учащихся, выявление уровня сформированности метапредметных умений школьников, необходимых для их успешной жизни и учебы.
2.2. Задачи:
- развитие и стимулирование метапредметного подхода в обучении учащихся;
- повышение интереса школьников к изучению предметных областей;
- поддержка обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию;
- осуществление независимой диагностики качества результатов обучения школьников по ФГОС.
- Участники
3.1. Участниками Олимпиады являются учащиеся 2-4 классов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
3.2. Участие школьников в Олимпиаде осуществляется на добровольной основе с согласия родителей (законных преставителей).
- Этапы проведения и организация деятельности по подведению итогов
4.1. Олимпиада проводится в несколько этапов:
- Подготовительный этап: Информирование органов управления образованием, образовательных организаций о проведении Олимпиады (осуществляет Оргкомитет). На этом этапе администрация образовательных организаций назначает координатора (в роли координатора может выступать заместитель директора по начальной школе, методист, учитель, ответственный за проведение Олимпиады в учреждении). Координатор доводит информацию о возможности участия обучающихся в Олимпиаде до учителей, учащихся 2-4 классов и их родителей (законных представителей), информирует об условиях и порядке участия, организационных формах проведения, знакомит с документам, регламентирующими проведение Олимпиады.
- 1 этап: Регистрация образовательной организации на сайте Олимпиады www.effekttest.ru в период с 14 ноября по 17 декабря 2016 г. Осуществляет координатор от образовательной организации. По результатам регистрации образовательной организации присваивается персональный код школы – уникальный идентификационный номер.
- 2 этап: Регистрация кураторов (учителей/родителей) по полученному от координатора уникальному идентификационному номеру школы на сайте Олимпиады www.effekttest.ru в период с 14 ноября по 24 декабря 2016 г.
Куратор осуществляет оплату орг.взносов за участие в Олимпиаде в срок по 24 декабря 2016 года, следуя инструкции для куратора, размещенной на сайте Олимпиады. Размер организационного взноса указан в п.7 настоящего Положения. - 3 этап: выполнение олимпиадного задания учащимися в период с 16 января по 31 января 2017 г. (Оргкомитетом каждому образовательному учреждению будет определено несколько полных дней; администрация образовательного учреждения самостоятельно планирует выполнение олимпиадного тестирования в соответствии с отведенными днями, учебным и послеучебным временем, количеством участников и наличием количества компьютерных классов). Время выполнения задания учащимися – 60 минут, включая динамические паузы. Задание оформлено в тестовом формате с элементами мультимедиа. Ответы проверяются специальной автоматизированной системой, поэтому исключен фактор субъективизма в оценке. За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов. Результатом участия школьников в Олимпиаде является сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий.
- Заключительный этап: По результатам участия школьников в Олимпиаде образовательная организация получает сводную «карту оценки результатов учащихся по школе», которая будет доступна в личном кабинете координатора. Кураторам будут доступны в их личных кабинетах результаты участия обучающихся. Каждый участник Олимпиады сможет получить диплом / сертификат по коду доступа на странице выдачи документов.
Все дипломы/сертификаты доступны в электронном виде участникам на сайте Олимпиады с помощью использования персонального кода доступа. Данные документы также размещаются в электронном виде в личных кабинетах кураторов, координаторов. Итоги будут доступны для участников Олимпиады, кураторов и координаторов не позднее 22 февраля 2017 года.
4.2. Сбор и обработка результатов участников Олимпиады осуществляется в соответствии с законодательством, регламентирующим сбор и обработку персональных данных. Сбору и обработке подлежат фамилии и имена участников, классы и наименования образовательных организаций, ответы на олимпиадные задания и результаты ответов. Факт отправки ответов на обработку означает, что образовательная организация гарантирует наличие требуемого законодательством согласия родителей (законных представителей) на обработку персональных данных авторов отправленных ответов и несет всю вытекающую из этого ответственность. Примерная форма согласия приведения в приложении 1.
- Организационная форма участия
5.1. Участие школьников в Олимпиаде проходит в современном интерактивном формате, который отличается от традиционной формы проведения предметных олимпиад. Это непосредственно связано с необходимостью объективной оценки сформированности метапредметных результатов, которые достаточно сложно оценить традиционными методами и приемами. Поэтому Организаторами Олимпиады и разработчиками заданий определен наиболее оптимальный способ проверки УУД с использованием современных компьютерных и Интернет технологий в режиме online. Данная форма подразумевает выполнение олимпиадного задания при помощи компьютера, подключенного к сети Интернета, в определенные даты. Даты участия школьников в Олимпиаде координатор получает в своем личном кабинете.
5.2. Участие школьников в режиме online предполагает возможность выбора образовательной организацией следующих вариантов:
а) проведение Олимпиады непосредственно в образовательной организации. При выборе данного варианта участия необходимо выполнение следующих технических условий и действий:
- Выполнение олимпиадных заданий школьниками осуществляется в компьютерных классах, имеющих сеть с выходом в Интернет, по расписанию (графику), составленному координатором.
- Участие школьников в формате online осуществляется в строго определенные даты, указанные координатору Оргкомитетом.
- За несколько дней до начала Олимпиады координатор от образовательной организации в обязательном порядке проверяет наличие установленной на школьных компьютерах последней версии одного из современных браузеров. С этой целью осуществляет проверку технической готовности компьютеров к тестированию. Многие задания имеют мультимедийный (интерактивный) формат, требующий установки современных браузеров. В случае, если при проверке возникают проблемы, следует воспользоваться инструкцией для установки и/или обновления современных браузеров.
- Координатор определяет технического специалиста (ответственный за техническое обеспечение компьютерных классов) и назначает ответственных в аудитории, где проводится Олимпиада. Ответственным в аудитории может быть любой педагогический работник, кроме куратора. Ответственные в аудитории зачитывают ученикам перед началом Олимпиады инструкцию для участников Олимпиады по выполнению заданий, следят за порядком, обеспечивают выполнение требований СанПиНа, не допускают коллективного обсуждения решений и т.п. Время выполнения задания 60 минут, включая динамические паузы. В этот временной период не входит время, затраченное на инструктаж.
- В компьютерную аудиторию возможно посадить учащихся из разных классов (например, 2-х,3-х и 4-х).
- В день до начала Олимпиады кураторы выдают учащимся персональные коды доступа к олимпиадным заданиям, которые заносятся школьниками перед началом участия в Олимпиаде в специальное «окно» на сайте в разделе «Принять участие в Олимпиаде»;
б) участие в Олимпиаде вне стен образовательной организации (например, в домашних условиях, при наличии компьютера, подключенного к сети Интернета). Данный вариант предпочтителен учащимся, находящимся на домашнем обучении, получающим образование в семейной форме, обучающимся в дистанционном режиме, в том числе по болезни. Участие школьников в таком формате проходит в сроки, указанные Оргкомитетом координатору и куратору, которые доводят до учащихся и их родителей всю необходимую информацию об участии в Олимпиаде, включая требования к техническим условиям. При таком варианте участия школьников, инструктаж по выполнению заданий проводится родителями (законными представителями).
- Особенности содержания олимпиадных заданий
6.1. Проверка достижения результатов. Отбор проверяемых УУД
Во II-й Всероссийской метапредметной Олимпиаде «Новые знания», как и I-й аналогичной Олимпиаде, осуществляется проверка сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД). Для II-й Олимпиады отобраны следующие 4 УУД:
- использоватьзнаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (повышенный уровень: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач);
- проводитьсравнение по заданным критериям и самостоятельно выделенным;
- устанавливать причинно-следственные связи, выделять следствия, находить причины;
- осуществлятьпоиск необходимой информации для выполнения учебных задании с использованием учебной литературы; выделять существенную часть информации, представленной по-разному.
Выбор такого количества и набора познавательных УУД обусловлен следующими причинами:
- за ограниченное время может быть проверено небольшое количество УУД;
- овладение каждым из выбранных УУД очень важно для дальнейшего обучения;
- каждое из выбранных УУД является сложным по своему операционному составу – их усвоение предполагает овладение серией более простых действий, на которые можно декомпозировать отобранные действия;
- проверка сформированности выбранных УУД допускает использование тестовой технологии.
Отметим, что первое и четвертое из выбранных УУД проверялись в I-й олимпиаде. По итогам I-й и II-й олимпиады можно проследить динамику формирования УУД у учащихся, выполнявших аналогичные тесты в прошлом учебном году. Отличие первого теста во II-й олимпиаде состоит в выборе моделируемой информации; а отличие четвертого теста – в том, что информация представлена не только в виде текста, но и в виде иллюстраций и таблиц.
Второе и третье УУД выбраны впервые, чтобы расширить спектр УУД, которые проверяются.
6.2. Структура теста:
Тест для одного класса включает 4 серии заданий (по количеству проверяемых УУД). Каждая серия содержит 4 задания, одинаковых по цели, но построенных на разном предметном содержании (соответствуют следующим предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир). Всего ученик выполняет 16 заданий.
Таблица 1.
Структура теста в 2016-17 уч.году
Проверяемое УУД Предметная |
УУД 1 Моделирование |
УУД 2 Сравнение |
УУД 3 Установление причинно-следственных связей |
УУД 4 Работа с информацией |
Математика | Задание 1-М | Задание 2-М | Задание 3-М | Задание 4-М |
Русский язык | Задание 1-РЯ | Задание 2-РЯ | Задание 3-РЯ | Задание 4-РЯ |
Окружающий мир | Задание 1-ОМ | Задание 2-ОМ | Задание 3-ОМ | Задание 4-ОМ |
Литературное чтение | Задание 1-ЛЧ | Задание 2-ЛЧ | Задание 3-ЛЧ | Задание 4-ЛЧ |
6.3. Содержание и оценивание заданий:
Диапазон начисляемых баллов за все задания – от 0 до 100.
1 задание нацелено на проверку умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (шкала: 0-20).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 20 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 16 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 8 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
2 задание предполагает проверку умения сравнивать объекты по определенным признакам (шкала: 0-25).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 25 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 20 балла – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 10 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
3 задание проверяет умение устанавливать причинно-следственные связи (шкала: 0-25).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 25 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 20 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 10 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
4 задание направлено на проверку умения работать с информацией, представленной в разных видах: текст, рисунок/фотография, таблица (шкала: 0-30).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 30 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 24 балла – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 12 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
Примечание
Если задание по одному предмету состоит из двух частей, то каждая из них оценивается по шкале наименований «выполнил/ не выполнил».
6.4. Итоги теста проводятся на основе следующих критериев:
91-100 баллов – диплом I степени,
81-90 баллов – диплом II степени,
71-80 баллов – диплом III степени,
70 и менее баллов – сертификат участника.
- Финансирование
7.1. Финансирование Олимпиады осуществляется за счет организационных взносов. Размер орг.взноса составляет 80 рублей за одного участника.
7.2. Право бесплатного участия в Олимпиаде предоставляется учащимся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учащимся школ при больницах и санаториях.
- Дополнительные положения
8.1. Координатору за организацию работы по участию школьников в Олимпиаде оформляется благодарственное письмо от Оргкомитета.
8.2. При участии в Олимпиаде 130 и более учащихся от образовательной организации, координатору оформляется бесплатная подписка на электронную версию научно-методического журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования» на 1-ое полугодие 2017 г.
8.3. При участии в Олимпиаде 15 и более учащихся от одного класса, учителю предоставляется возможность бесплатной публикации методических материалов из опыта работы на страницах Сетевого издания «ОБРАЗОВАНИЕ: эффективность, качество, инновации», официально зарегистрированного в Роскомнадзоре (ЭЛ № ФС 77 — 60406 от 29.12.2014 г.). Также учителю оформляется благодарственное письмо от Оргкомитета за организацию работы по участию школьников в Олимпиаде.